почитать
12.02.24

Гайд для авторов

Гайд для авторов
Что вы узнаете

Привет! Это гайд для всех, кто хочет писать для Сетки. Мы расскажем, как с помощью контента заводить полезные знакомства, профессионально развиваться и получать рабочие заказы. Поможем преодолеть страх белого листа и расскажем, как писать интересно. Читайте и сохраняйте в заметки идеи и мысли, которые могут вам пригодиться.

Как начать писать и побороть страх белого листа

Представим, что вы решили написать пост, открыли документ — и поняли, что не знаете, с чего начать. Это нормальная ситуация. Даже профессиональные авторы иногда часами сидят перед экраном, прежде чем хоть что-то напечатать. Разберем шесть возможных причин, почему не пишется, и что с этим делать.

1.

Сложно решить, о чем писать

Мысли скачут, в голове хаос: что писать, как, зачем?

Что делать

Решите, какую мысль хотите донести и что вам это даст. Правильно поставленная цель принесет идеи для текста и мотивацию. Вы поймете, зачем вам на самом деле нужен этот текст, и писать станет легче.

Какие могут быть цели

Показать экспертные знания

«Буду рассказывать про успешные рабочие кейсы. Это привлечет внимание коллег, меня будут знать в  профессиональной тусовке. Так я смогу получить классный офер и стану больше зарабатывать».

Задать вопрос

«Попрошу прокомментировать мое резюме или оценить работу. Заодно спрошу, как делают другие. Так я получу новые знания и стану круче. Или научусь на чужом опыте и не допущу ошибок».

Обменяться опытом

«Расскажу о себе и узнаю, как другие решали подобные задачи.
Так я прокачаюсь профессионально и выйду на новую ступень развития».

Получить поддержку

«Пожалуюсь на жесткие дедлайны, прокрастинацию или неудобный офис.
Коллеги могут рассказать, как справляются с трудностями, а я найду для себя пару лайфхаков. А еще когда выговорюсь, то станет легче».

2.

Опасения, что об этом уже сто раз написали

Допустим, вы решили написать про нейросети и наткнулись на сотни текстов на точно такую же тему. Теперь вы сомневаетесь, стоит ли писать, ведь все всё уже рассказали и повторяться незачем.

Что делать

Если об этом писали 100 раз, напишите в 101-й. Это будет текст с вашим мнением и опытом.

Например, поспорьте с другими авторами или расскажите, как чужая идея подтвердилась на вашем опыте. Интереснее всего читать живые истории, даже если автор пишет на всем известную тему.

А еще может быть так, что ваша аудитория ничего не читала по этой теме.

3.

Синдром самозванца

Самозванец обычно сидит в голове и заводит пластинку с примерно такой мыслью: «Кто я такой, чтобы писать?» Задача здесь — преодолеть голоса, которые мешают двигаться вперед.

Что делать

Решите, кому вы верите: своим желаниям или страхам? Для этого ответьте на три вопроса о себе:

  1. Каким я хочу быть?
    Например, классным специалистом, признанным экспертом в своей области.
  2. Что я хочу иметь?
    Например, хорошую работу и высокую зарплату, возможности для саморазвития, профессиональные связи.
  3. Чего хочет мой страх?
    Страх — это защитный механизм. Обычно он требует, чтобы мы спрятались или убежали. Возможно, ваш страх хочет, чтобы вы не писали тексты, а оставались незаметным.

Вам решать, спрятаться и остаться на существующем уровне или побороть страх и достичь желаемого

4.

Страх критики

Допустим, вы решили рассказать про рабочий кейс, но потом подумали, что все в этом кейсе понятно, нет эксклюзивности. И хорошие специалисты не найдут в нем ничего нового. А еще, возможно, раскритикуют.

Что делать

Когда мы в чем-то хорошо разбираемся, нам кажется, что все вокруг в этом разбираются. Но это не так. Ваше мнение и опыт могут помочь кому-то из коллег — например, дать новый взгляд на проблему или подарить свежие идеи.

И еще: невозможно нравиться всем. Критика имеет над вами власть ровно настолько, насколько вы сами на нее реагируете. Конструктивная критика может идти на пользу — даст подумать, что улучшить. А неконструктивные комментарии не стоят вашего внимания. Помните: критиковать чужие тексты может любой, но не каждый может сесть и что-то написать.

5.

Трудно сосредоточиться

Нет идеального момента для написания текста. Всегда будет что-то отвлекать: вышел новый эпизод любимого сериала, у ног трется кошка, приятель зовет в бар. Или просто лень.

Что делать

Скорее всего, дело не в отвлекающих моментах, а в том, что вы не хотите писать именно сейчас. И не надо. Возможно, сейчас вам нужно погладить кошку, посмотреть сериал и ответить, наконец, приятелю. Если будете сталкиваться с такой проблемой слишком часто, подумайте, какая у вас мотивация писать прямо сейчас и что может принести вам этот текст.

Возможно, возвращение к цели поможет сосредоточиться и наконец начать писать.

6.

Не хватает фактуры для текста

Иногда не пишется, потому что нет уверенности в своей правоте. Или недостаточно каких-то фактов, данных или цифр.

Что делать

Не обязательно быть суперэкспертом и все знать, чтобы публиковать посты. Будьте собой, и если в чем-то не уверены или сомневаетесь, то напишите об этом прямо. В Сетке принято поддерживать друг друга и помогать.

Смело делитесь наработками и кейсами, обсуждайте свои идеи  участниками Сетки и задавайте вопросы.

Возможно, вы найдете единомышленников или новые повороты, до которых сами бы не додумались. Дальше расскажем, какие форматы постов есть в Сетке, чтобы вам было легче выбрать, о чем писать.

О чем можно написать в Сетке

Сетка — это дружелюбное пространство, где можно делиться полезным контентом, писать на профессиональные и экспертные темы и просто общаться. Так вы сможете быстрее завести полезные деловые связи и получить максимальную пользу от общения. Покажем примеры, которые могут вам пригодиться для постинга.

1.

Личный опыт или мнение эксперта

Расскажите об интересном рабочем кейсе или поделитесь своим мнением на профессиональную тему. Например, как отрабатываете клиентские правки или какие инструменты используете, чтобы контролировать свои задачи и нагрузку.


Если бесят дедлайны и дикая загрузка, а клиенты и тендеры сводят с ума — выговоритесь. Вы не один такой.

Как писать

Золотое правило: один текст — одна тема, сосредоточьтесь на ней. В кейсах хорошо начинать сразу с пользы, например скажите, кому и чем поможет ваш опыт.

Приводите живые примеры и пишите так, будто общаетесь с коллегами за кофе или в курилке.

2.

Я ищу…

В Сетке можно искать работу, сотрудников, единомышленников и экспертов, например для интервью или подкаста.

Как писать

Расскажите про ваш проект или идею, сроки, если они важны. Укажите, какого человека ищете, какие скилы или качества нужны, что надо делать. Добавьте информацию, как с вами связаться и откликнуться на ваше предложение.

3.

Хочу, чтобы меня нашли

Расскажите, кому и как вы можете помочь, в чем вы хороши и какой у вас опыт. Напишите, в каких задачах и проектах хотите поучаствовать и на каких условиях.

Как писать

Честно опишите свой опыт. Расскажите, какие у вас есть сильные стороны и как вы используете их для решения рабочих задач. Покажите, как ваши решения влияли на результаты проекта.

4.

Спрашивайте и отвечайте на вопросы других участников

Еще в Сетке можно задавать любые вопросы по вашей профессиональной теме. 
Например, попросите оценить вашу работу или резюме, узнайте, какие нейросети используют коллеги и как им новый Фотошоп.

Как задавать вопросы

Спрашивайте прямо, без долгих предысторий. Если вам интересно мнение конкретных специалистов, обратитесь к ним в начале вопроса. Если хотите проконсультироваться или найти решение проблемы, кратко опишите, в чем суть и как вам можно помочь.

plashka-icon
Правильно

Дизайнеры, мне нужно поменять шрифт в макете в Фигме. Посмотрел ролики на Ютубе, скачал нужный шрифт. Не понимаю: что делать дальше, чтобы вставить этот шрифт в макет?

plashka-icon
Неправильно

Я прочитал статью, как поменять шрифт в Фигме, и ничего не понял.
Кто может объяснить?

Отвечайте на вопросы других участников, если вам есть чем поделиться.

Как писать интересно

Набор простых правил, которые сделают текст откликающимся у аудитории.

1.

Решите, для кого ваш текст

Представьте свою аудиторию: для кого вы пишете? Так будет проще определиться с подачей текста, языком и стилем.

Например, если пишете лайфхаки для коллег, подойдет дружелюбный простой тон, как разговор в курилке.

2.

Подумайте, какие проблемы решит текст или какую пользу принесет

Кто-то заходит в соцсети, чтобы отвлечься. Их может зацепить интересная история или шутка, связанная с работой. Так вы найдете тех, кто с вами на одной волне. Бывает, что люди ищут информацию, которая поможет им решить какие-то проблемы и закроет их боли.

Подумайте, какие боли есть у ваших коллег и как вы можете им помочь.

Например, вам было сложно закрывать горящие задачи, но вы нашли решение и теперь все успеваете в срок. Поделитесь этим и расскажите о своем опыте.

3.

Почитайте, что уже написано на эту тему

До вас наверняка уже кто-то разбирался с этой проблемой. Соберите информацию из уже опубликованного контента. Подумайте, о чем еще не сказали, добавьте собственную точку зрения или оценку.

Еще вариант — рассказать о своем опыте. Например: «Как я прочитал пять статей про чайка-менеджмент и понял, что делаю не так».

4.

Составьте план

Сложно читать текст, в котором автор перескакивает с одной мысли на другую и пытается рассказать сразу все, что знает по теме. Чтобы ваш текст читался легко, составьте план и выстраивайте мысли по порядку. Это поможет ничего не упустить и донести главную идею.

Пример плана для кейса:

  1. Какая была проблема.
  2. Как вы ее решали.
  3. Почему не получилось или получилось.
  4. Какие выводы сделали.
5.

Приведите примеры

Текст на любую тему можно сделать интересным через человеческий опыт.

Показать опыт можно через историю. Например, вы хотите написать про методику Scrum для управления проектами. Опишите, как вы или ваши коллеги применяли ее, что получилось, а с чем были затыки.

6.

Пишите так, будто говорите с другом или коллегой

Так у вас получится написать проще и понятнее. Речь будет живой, яркой и эмоциональной. Не стесняйтесь использовать сленг или профессиональный жаргон, если это поможет донести мысль.

7.

Перечитайте готовый текст вслух

Письменная речь сложнее устной, поэтому чтение вслух поможет показать, насколько ваш текст легко воспринимается. Так можно заметить лишние детали, увидеть, где вы ушли в сторону от темы. Если при чтении часто запинаетесь или делаете паузы, чтобы набрать воздух, разделите длинные предложения на более короткие. Это добавит тексту ритм, и его будет легче читать.

8.

Отложите текст на время

Не торопитесь публиковать текст сразу, как только закончили писать. Глаз может замылиться, и вы не заметите, что забыли добавить важный тезис или перескочили с одного на другое и упустили идею. Просто дайте тексту «отлежаться» и займитесь другими задачами.

Вернитесь к нему на свежую голову через пару часов или на следующий день и перечитайте еще раз.

Лайфхаки, чтобы классно писать

Тут собраны полезные инструменты для работы с текстом.

1.

Ведите заметки в телефоне

Записывайте интересные мысли, идеи, вопросы. Особенно те, которые приходят перед сном. Часто из заметок может выйти целый пост.

2.

Тренируйте насмотренность

Читайте тех, кто хорошо пишет, на ваш взгляд. Поищите лидеров мнений и крутых ребят из своей профессиональной среды: возможно, они ведут телеграм, каналы в Сетке или блоги. Спросите своих друзей или коллег о том, что они читают. Возможно, они даже пишут сами, а вы не знали.

Cтартовый пакет каналов для насмотренности в Сетке

  • Омут — во что затягивает диджитал и как с этим жить
  • Брод — для тех, кто начинает путь в диджитале
  • Кайма — учебник теории и практики по нетворкингу
  • Бат_тхёрт — как работать в диджитале и сохранять здоровье
3.

Пишите больше

Как и любой навык, писательское мастерство можно натренировать. Работайте над ошибками, замечайте, где у вас классно получилось донести мысль, а где — ушли в рассуждения и потеряли нить. С каждым постом будет получаться лучше и лучше.

Находите время для ретроспективы собственных текстов, то есть их перечитывания, оформления заметок на полях.

Секрет как раз в том, чтобы прописывать это самостоятельно — эти мысли будут крутиться у вас фоном при создании новых текстов. Так что не стесняйтесь делать как можно больше заметок и перечитывайте их!

4.

Проверяйте текст на грамотность

Чтобы не краснеть из-за пропущенной буквы или случайной ошибки, прогоните текст через сервисы проверки.

Базовый набор инструментов для проверки текста

  • Свежий взгляд — виджет для Chrome, который проверяет тексты на тавтологию
  • Orfogrammka — проверка текста на орфографию и грамотность
  • Главред — проверка текста на соответствие формату инфостиля
5.

Читайте советы главреда Максима Ильяхова

Они помогут посмотреть на текст со стороны читателя и структурировать мысли. 
Например, вот классный совет, как любую тему сделать интересной через свой опыт и историю.

И наконец, просто начните. Хотя бы с одного поста. Затем оцените результат и отклики и двигайтесь дальше. Все получится!