Начать вести блог сложно, а вести его регулярно, эффективно да еще и с удовольствием куда сложнее. Мы решили спросить у авторов экспертных каналов, что помогает им в этом непростом деле.
Наши эксперты:
СЕО «Палиндрома»
CMO HeadHunter
автор канала и подкаста «Экономика креаторов», эдвайзер в CreatorEconomyJobs.co
директор по маркетингу «Школы инноваций и креативного мышления ИКРА»
контент-лид «Сетки»
Что для вас значит блог?
Для меня блог — это возможность делиться своим опытом. Например, нашел интересный отчет — почему бы не поделиться? Если мне он был полезен, то найдется человек, которому тоже будет интересно.
Блог в «Сетке» помогает структурировать идеи, презентовать меня как специалиста для широкой аудитории: понять мой вайб, что я думаю и чувствую. Отчасти это мое второе резюме.
Для меня блог — это место, где я могу высказать свое мнение и какие-то рыночные предпочтения. Чем больше меня публично, чем больше у меня касаний с рынком и условными клиентами, тем больше денег у моей компании и у меня лично.
Откуда черпаете идеи для постов?
Я ежедневно изучаю свою отрасль, читаю десятки источников, общаюсь с коллегами — то есть погружаюсь в свой инфопузырь, где мне многое интересно и любопытно. Это наталкивает на какие-то мысли, приводит к идеям для контента — вдохновение появляется само собой. Поэтому получается обходиться без внешних мотиваторов.
Я постоянно фиксирую в заметках интересную информацию или тенденции, наблюдения по рабочим процессам и потом в какой-то момент могу их разгонять.
Еще я часто читаю книги и при этом держу в голове определенный проект. Тогда неосознанно начинаешь видеть ценные советы или решения. Причем это работает как с художественной литературой, так и с нон-фикшен. Например, для курса, который я собирала для «Сетки», нашла чудесную цитату из «Анны Карениной», которую перечитывала в тот момент. Скорее всего, я бы пропустила эту фразу, если бы не искала в тексте новые идеи и смыслы.
С какой целью создавали блог и удалось ли достичь ее?
Я хотел, чтобы у меня было место, где я могу поделиться своими знаниями и высказать мнение. В частности когда горит жопа, потому что есть вещи, которые вызывают у меня бурную реакцию, и хотелось бы, чтобы этим можно было поделиться. Мне кажется, какие-то мои мысли могут сделать рыночные решения и подходы лучше, эффективнее. Сейчас у меня есть канал в «Телеграме» на пять тысяч подписчиков и второй где-то на полторы тысячи. И это суперкруто!
Что помогает систематизировать работу с блогом?
Знаю, что людям нравится потреблять контент регулярно, и, чтобы быть классным, надо это учитывать. Мне помогает контент-план, который я продумываю на старте.
Идеи беру из рабочей жизни: приучил себя записывать любые мысли, потому что они имеют способность очень быстро исчезать. Обычно у меня есть идеи на 7–8 постов вперед. Поэтому, когда сажусь писать текст, есть откуда взять искру, за что зацепиться. А в голове — процентов семьдесят текста, которые нужно просто оформить в слова.
Когда-то я пытался систематизировать работу, четко планировать дни для выхода постов. Но в моем случае такой подход на длинной дистанции начал приводить к выгоранию. Теперь я не заставляю себя писать по графику, а ведение блога просто вошло в привычку. Я разрешаю себе писать только тогда, когда хочется и когда есть что сказать.
Как вы понимаете, что заходит аудитории?
Спустя пару часов после того, как опубликовала пост, рука рефлекторно тянется посмотреть, сколько было реакций, сколько человек пошерили мой пост. Так я запоминаю, какой тип контента был интересен, и где-то раз в неделю смотрю общую статистику — когда докатываются просмотры и реакции.
Но у меня есть глубокое убеждение, что на одних цифрах далеко не уедешь. За ними стоят люди, которые не всегда оставляют реакции, к тому же они могут просто замотаться и пропустить пост.
Обычно анализирую посты в течение суток после публикации. В соцсетях смотрю на реакции, но самым ценным считаю комментарии, а еще ценнее — фидбэк в личку. В «Телеграме» обычно слежу за пересылками поста, особенно в другие каналы.
Но эти метрики бывают обманчивы: если у тебя узкая профессиональная тема, часто больше всего реакций или пересылок в личку может собрать смешной или хайповый пост. Это помогает удерживать контакт с моей текущей аудиторией, но редко способствует притоку новой целевой аудитории, а не случайных зрителей, которым, например, понравился мем.
Бывало ли такое, что наблюдение за реакцией аудитории помогло найти какой-то интересный формат?
Я для себя нашла формат подкастов: приглашаю интересных людей и веду с ними интервью по заданной теме. И этот формат получил большой отклик, потому что подписчики узнают не только мои мысли, но и мнение гостей. А гости у меня — люди с опытом, им есть что сказать. Ну и мне этот формат очень нравится, потому что одно дело писать самому, а другое — делать контент в дискуссии. Это очень интересно.
Что вас прет в ведении блога?
Я вижу фидбэк людей, которые говорят: «это было интересно», «это было неинтересно», «а вот тут хотелось бы обсудить», «а я думаю совершенно не так». Это очень ценно. То есть мне, как эксперту, важно общаться с людьми, а не просто сидеть и собирать информацию в папочку.
Главная мотивация — делиться ценным, полезным, любопытным. Тем, что мне самому интересно и что может вызвать дискуссию. По этой же причине я читаю большинство других авторов.
Какие плюсы и минусы есть в ведении блога?
В ведении блога много неприятного: сложно находить время, собираться с мыслями, писать, редактировать. Еще много страхов: все время есть ожидание, что сейчас придут и обосрут тебя с ног до головы.
Но приятного больше, например фидбэк. Нет ничего более разрывающего сердце, чем комментарии подписчиков, которые пишут: «Что-то давно ничего не было, мы очень соскучились».
А еще приятный бонус — когда обнаруживаешь в реальной жизни людей, которые тебя читают, и можешь с ними все обсудить. Как-то мотивирует работать над блогом дальше.
Что помогает набирать аудиторию?
Аудитория находит меня благодаря моим маркетинговым активностям, выступлениям, курсам и корпоративным программам, гостевым постам, участию в рассылках. И когда у меня берут комментарии, при удобном случае даю ссылку на свой канал.
Какой совет вы бы дали тем, кто только начинает вести блог?
Начинать вести блог страшно, причем всем и всегда: просыпается синдром самозванца, который начинает челленджить и задавать миллион вопросов. Ну какой контент ты будешь писать? Да все написано уже до нас. И вообще, не факт, что ты являешься экспертом в том, о чем хочешь писать. И еще много-много вопросов, которые сдерживают человека.
И меня тоже они сдерживали, но я начала делать первые шаги: один пост, другой, третий, пятый. На каком-то этапе приходит понимание, что это не страшно, а действительно полезно.
И если меня читают люди, которые находятся на первом этапе, вот вам первое открытие: всегда страшно, всегда существуют эмоции и страхи, которые сдерживают. Но как только начинаешь делать, сразу же виден результат и меняется мироощущение, появляется чувство удовлетворенности от того, что делаешь.