Мы в Сетке хотим глубже исследовать тему личного бренда и построения профессиональных связей. Найти ответы на вопросы, что такое нетворкинг и какой профит он дает, зачем нам всем выстраивать рабочие связи и как это делать. Для этого мы решили запустить НИИ Сетки, в рамках которого будем проводить исследования и опросы в коллаборации с лидерами мнений, организовывать митапы и конференции. Этот текст — первая работа НИИ Сетки.
В конце 2023 года мы пообщались с экспертами, которые ведут свои каналы в Ютубе, Tелеграме и других соцсетях. Их аудитория — свыше 3 000 подписчиков.
Зачем мы это сделали? Нам хотелось разобраться вот в чем:
- что важно для авторов, которые создают контент для широкой аудитории;
- какими инструментами они пользуются, а каких не хватает;
- на какие форматы делают ставку;
- что их мотивирует создавать контент.
А заодно узнали, насколько авторам интересна новая соцсеть и что в ней должно быть. В общем, поделимся с вами выводами.
— Один из наших ключевых приоритетов — поддерживать энтузиастов, инициативных и смелых людей, которые стремятся популяризировать свои экспертные знания, создавать профессиональный контент и развивать личный бренд. Во всем многообразии форм, подходов и стратегий.
Как раз исследованию этих подходов и стратегий мы планируем уделять много внимания. А этот материал — наш первый шаг, от которого разойдутся круги в виде других больших исследований, опросов, интервью с экспертами.
Мы также очень рады, что этот материал мы готовили с Сергеем Колосковым, который выступил лидером и организатором процесса. Я уверен, что это только начало, и нас ждет еще много подобных коллабораций.
Head of Content в Сетке
— Мне, как продакту, интересно, чего не хватает и что болит у экспертов в медиа в контексте текущих решений и что может лучше всего закрыть запрос рынка. Думаю, наш опрос подобрался к этому ответу.
консультант по развитию продуктов, автор канала Fresh Product Manage, общался с нашими экспертами:
Кто был среди наших блогеров-экспертов
Мы провели больше 10 качественных интервью и больше 30 количественных. В целом участвовали около тысячи блогеров. Кто был среди них:
- Александр Горный, ведет авторский канал о стартапах и интернет-бизнесе — Стартап дня. Александр Горный.
- Денис Мартынцев, автор телеграм-канала Grow Horse — о стратегиях и тактиках роста, проверке гипотез в зрелых продуктах и стартапах.
- Богдан Гончаренко, рассказывает о дизайне продуктов в канале uxuiтельные истории Богдана Гончаренко.
- Саша Клименко, делает канал с продуктовыми и коммуникационными кейсами в диджитал-продуктах и проектах — Нормально делай, нормально будет / Саша Клименко.
- Кристина Геворкян, публикует анонсы, исследования, мнения про образовательную индустрию в России и мире в канале Тренды образования.
- Глеб Кудрявцев, автор канала glebkudr — заметки о предпринимательстве и продуктовом менеджменте.
- Владимир Калмыков, Андрей Менде, Александр Поваров, Константин Грабар — ведут канал ProductDo: практика продакта — про продакт-менеджмент в международных компаниях.
Что мы выяснили
1. То, что нравится экспертам в текущих платформах, почти равно тому, чего в них не хватает
Экспертам нравится активное и поддерживающее сообщество на платформах, честные охваты, возможности для заработка и сотрудничества с брендами, но хотят больше инструментов для создания уникального контента.
- Честные охваты. Пост увидит та же аудитория, что и подписана. Способы ранжирования понятные и справедливые.
- Надежность платформы. Контент можно сохранить и не потерять при блокировке.
- Аналитика по постам. Возможность замерять и драйвить активность подписчиков.
- Географии покрытия. Сложно выйти за пределы РФ и русскоговорящей аудитории.
- Аналитики. Не везде есть развернутая статистика, включающая цитируемость, соцдем и другие факторы.
- Инструментов для коммуникации с аудиторией. Многие были рады сторис в Телеграме и комментариям на посты, но хотят видеть больше инструментов.
— Не сказала бы, что страдаю от недостатка инструментов: почти все платформы предлагают текст, взаимодействие в эфирах, группах, комментариях.
Чего не хватает — так это прозрачности для читателей-потребителей и авторов-креаторов. Каким образом площадка понимает мою интересность для аудитории сейчас и как будет понимать ее в будущем? Что любит аудитория?
Это не обязательно конкретные метрики, на которые надо ориентироваться (лайки, глубина прочитывания), а хотя бы пояснения: интересный автор — это какой? читаемый? лайкаемый? комментируемый? регулярно пишущий? Или что-то из этого не важно?
Также не у всех площадок, которые использую (Telegram, иногда Facebook* и LinkedIn), есть возможность эффективно коллаборировать с другими креаторами для обмена аудиторией. Так что хотелось бы видеть больше возможностей для этого.
автор канала Нормально делай, нормально будет / Саша Клименко.
* Facebook запрещен на территории Российской Федерации, а Meta* признана экстремистской организацией.
2. Эксперты находят наиболее действенные и простые инструменты ведения блога
Не у всех экспертов есть четкий контент-план, поэтому они могут создавать публикации по ситуации. Понимают успешность по метрикам: более интересны реакции, комментарии и шеры.
Ведение блогов в среднем занимает до 3 часов в неделю. Если блог кросс-платформенный, то речь идет уже о команде.
— Мне кажется, контент-план для личного блога — это какая-то фигня. Если у меня прямо сейчас пригорело, родилась какая-то идея и есть свободных 30 минут, я просто сажусь, пишу и публикую. Думаю, лучше подхода быть не может.
Нужно, чтобы вещи, о которых ты пишешь, были тебе самому очень интересны. Для этого надо построить процесс, где ты не вымучиваешь идеи, а просто работаешь с интересными темами. Поэтому у меня такая привычка: если родилась какая-то мимолетная мысль, записываю ее. Когда появляется свободное время, захожу в заметки, смотрю, какие у меня были идеи, и такой типа: да, вот это сейчас очень интересно, про это надо написать.
Для меня самое важное — обратная связь от аудитории. Если я написал интересный пост, но он не вызвал комментариев и просто собирает лайки, я недоволен. Мне не так важны лайки, мне важно мнение людей: так я измеряю, насколько все хорошо. Ну и глобально растет количество подписчиков или нет. Если падает — надо подумать, может, я начал что-то делать не так.
CEO «Палиндрома», ведет телеграм-каналы Доктрина Скрябина и Ересь Скрябина
- В большинстве эксперты ставят на текст и изображения, ссылочные посты. Это быстро, просто и не нужно «светить лицом».
- Остальные форматы публикаций, которые требуют больше инвестиций (например, видео), работают для тех, кто использует каналы для продажи своих продуктов и услуг. У таких экспертов большая мотивация вести блоги.
- Реклама и партнерские посты. Иногда сложно интегрировать рекламные материалы естественным образом.
- Длинные посты. Бывает трудно поддерживать внимание подписчиков в долгих публикациях.
- Контент по трендам: не всегда интересны массовые тренды, но иногда приходится следовать им.
3. Основная мотивация — саморефлексия и заработки
Большинство экспертов начинали вести блоги из интереса и скуки, хотели систематизировать знания, получить обратную связь и рефлексию.
К чему стремятся опрошенные эксперты:
- Поделиться своим мнением, собрать обратную связь и отрефлексировать.
- Вести каналы и блоги как инкубатор будущих покупателей и амбассадоров бренда.
- Получать дополнительный заработок — от рекламного до продажи курсов и услуг.
— Когда ударила корона, мы разбежались по домам, захотелось делиться с кем-то чем-то. Не хватало общения. И изначально блог для меня — самореализация, дальше — попытка монетизации. А в целом — инструмент для построения личного бренда.
автор канала uxuiтельные истории Богдана Гончаренко
— Начала вести канал, когда поняла, что нужно аккумулировать информацию, делиться. И это больше как база знаний для себя. Спустя года два-три канал стал расти, начали приходить рекламодатели.
ведет канал Тренды образования
— Мне важнее весь процесс ведения канала, а не результат. Можно поговорить с аудиторией — в этом кайф. Если волнует что-то — пишу.
автор телеграм-канала Grow Horse
— Ключевой инсайт интервью с блогерами — сегментация вокруг мотивации: заработка, саморефлексии и саморазвития. Те участники, которых мотивирует заработок, создают контент сразу на нескольких площадках. Те, кто создает контент, чтобы рефлексировать, делают упор на реакции, лайки, комментарии. А эксперты, которых интересует саморазвитие, создают контент про карьеру: подборки, чек-листы, разборы кейсов. Им важно мнение аудитории и опросы, чтобы понять, правильно ли они всё делают.
4. Как должна выглядеть новая платформа
— Важно, какая аудитория, сколько потенциальных охватов. Какие рекламные возможности дает, не интересно делать ради контента и имени.
Более 50% опрошенных заинтересованы в новых платформах. Что они хотят в них видеть:
- Целевую аудиторию за счет органики и алгоритмов.
- Монетизацию, продажу услуг и курсов.
- Возможность перенести аудиторию из других каналов и социальных сетей.
- Низкую вероятность закрытия площадки.
- Возможность безопасно делегировать аккаунт команде блогера.
Участники исследования готовы попробовать новую площадку в течение 2–3 месяцев. Но не готовы лишний раз инвестировать в чужой трафик без понятного win-win.
Вот такие у нас получились выводы. Надеемся, вам было полезно посмотреть на стратегии блогеров при ведении соцсетей, узнать их мотивацию и, возможно, понять, насколько вам это отзывается. Мы планируем и дальше делать подобные опросы и делится с вами. До встречи!